Динозаврология
----------
Китеж-град:


Лекция№1
Сова профессора
Библиотека
 

  Лекция №1. Введение.

1. Этапы изменения Земли в доисторические времена.

2. Что такое динозавры? Птицетазовые и ящеротазовые динозавры. Их строение и способы передвижения.

3. "Родословная динозавров."

 

*Дети настороженно заглянули в кабинет. За столом сидел молодой парень 18-20 лет. Он был погружен в чтение книги. Прозвенел звонок, и книга исчезла из его рук.*

то вы столпились в дверях? Заходите, я не кусаюсь.

*Улыбкой  он приободрил входящих. Затем поднялся со своего места и окинул взглядом класс и обратился к детям.*

-Здравствуйте, я Мефодий Владимирович Волков. Можете обращаться ко мне по имени отчеству или ассистент Волков, поскольку профессорского звания я не заслужил, а ассистирую своему руководителю довольно успешно. На этом первом и, надеюсь, не последнем самоуправлении, я буду вести у вас динозаврологию.

*Парень посмотрел на удивленных ребят и продолжил.*

-Да-да, вы не ослышались. На наших занятиях мы будем изучать динозавров. В нашей школе ведь изучаются драконы, а теперь будем еще и динозавров изучать. Сегодня у нас будет очень большая лекция, готовьтесь много писать. На нашей первой вводной лекции мы изучим несколько тем. И начнем.…  Нет, не угадали, не с динозавров, а с истории. Итак, первая тема «Этапы изменения Земли в доисторические времена». Кто скажет мне какое время называли доисторическим?

*В классе установилась звенящая тишина.*

-Никто не скажет? Тогда напишете это в своих домашних работах. А я расскажу, что же именно происходило с Землей.

*Взмах палочкой и на доске уже висит схема преобразования Земли.*

-Земля возникла около 4,6 миллиарда лет назад, а первые признаки жизни на нашей планете появились, по меньшей мере, 3,5 миллиарда лет назад. Мы же будем говорить об одной из самых удивительных эпох в истории жизни на Земле: о возникновении первых сухопутных животных – рептилий и о самых потрясающих представителях этого класса живых существ – динозаврах. Большинство животных, с которыми вы познакомитесь, вымерли за миллионы лет до того, как появились первые люди. И все же динозавры – одни из самых восхитительных на свете созданий. И на наших занятиях я постараюсь воссоздать облик древних ящеров и помочь вам представить их во всем великолепии.

Давайте я вам расскажу подробней о каждом периоде, а вы записывайте.

В триасовый период, когда появились первые динозавры, большая часть суши была объединена в сплошной материк – Пангею. В юрский период Пангея начала распадаться. Так образовались северный и южный континенты – Лавразия и Гондвана соответственно. К концу мелового периода они разделились на несколько массивов суши. Со временем континенты приобрели знакомые нам очертания. Все это вы видите на схеме.

Развитие жизни на Земле разделяют на два огромных этапа – эона:  докембрий и фанерозой. Докембрий – более длительный из двух эонов – охватывает время от момента возникновения Земли до появления древнейших форм жизни. Фанерозой отсчитывается от эпохи, когда жизнь на нашей планете по-настоящему расцвела, и делится на 3 эры: палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую. Каждая из эр, в свою очередь, подразделяется на периоды и эпохи. В таблице указаны приблизительные даты начала каждого из них.

*Юноша во время рассказа указывал на соответствующие части схемы и таблицы.*

-А теперь хочу вас обрадовать! С историей мы закончили. И теперь уже поговорим о динозаврах. Немного послушайте, а основное запишите. Вторая тема, о которой мы поговорим: «Что такое динозавры? Птицетазовые и ящеротазовые динозавры. Их строение и способы передвижения».

*Схемы с доски исчезли после короткого заклинания и появились разнообразные картинки с динозаврами, схемы строения и прочее. И молодой преподаватель, расхаживая перед классом, продолжил занятие.*

-Эти удивительные рептилии были, пожалуй, одной из самых удачливых и благополучных форм жизни, когда-либо существовавших на Земле. Первые динозавры появились около 225 миллионов лет назад, в триасовый период. В юрский и меловый периоды возникало множество новых видов. Динозавры превратились в настоящих великанов и распространились по всей земле. Но в конце мелового периода, около 65 миллионов лет назад, все они вымерли по неизвестной причине. Следует помнить, что динозавры были полноценными живыми существами: они искали себе пропитание, защищались от врагов и растили детенышей точь-в-точь так же, как и современные животные. Увидеть живого динозавра не довелось ни одному человеку. Советую это запомнить. Но благодаря ископаемым окаменелостям мы кое-что знаем о том, как выглядели и как вели себя древние ящеры. По костям можно определить форму и размеры тела динозавра, по зубам – узнать, чем он питался, а по окаменелым следам – установить, с какой скоростью он двигался. Надеюсь, вы записали основные сведения, которые могут пригодиться вам в подготовке к домашним работам.

*Мефодий остановился перед классом и строго посмотрел на ребят.*

-Так все-таки что такое динозавр? Что это за животное? Динозавр – это пресмыкающееся с костным скелетом и толстой кожей. На сегодняшний день обнаружено более полутысячи видов динозавров, а в будущем наверняка появятся новые находки. Среди динозавров встречались и малыши до 1 метра длиной, и гиганты, достигавшие в длину 30 метров и более. Все динозавры были наземными рептилиями и все откладывали яйца. Выделяют две большие группы динозавров: ящеротазовые и птицетазовые. Они отличаются друг от друга строением тазовых костей. Кроме того, все птицетазовые динозавры питались растениями, а среди ящеротазовых встречались как травоядные, так и хищники.

*Парень окинул взглядом класс, отмечая для себя кто из ребят пишет, а кто бездельничает.*

-С описанием и общими свойствами, понятием мы определились. А теперь еще немного о двух группах динозавров. У ящеротазовых динозавров (таких как этот орнитолест на рисунке) лонная и седалищная кости были направлены в разные стороны. У птицетазовых (как у игуанодона на изображении) лонная кость располагалась под седалищной почти параллельно ей. Около 55% известных на сегодня динозавров принадлежали к группе ящеротазовых, а на долю птицетазовых приходилось соответственно около 45%. Зауроподы – самые крупные из всех динозавров – относились к ящеротазовым. Из всего сказанного можно сделать вывод, а какой – вы ответите в своих домашних заданиях.

А теперь мы поговорим о способах передвижения динозавров. Большинство доисторических рептилий передвигались точно так же, как современные ящерицы: конечности их были расставлены в стороны. Динозавры же владели более удобным средством передвижения. Ноги их, располагаясь вертикально под брюхом, могли выдерживать больший вес, а также позволяли двигаться быстрее и преодолевать дальние расстояния.

Раз уж мы начали разговор о ногах, то обсудим это более подробно. У изящных птицеподобных динозавров, таких как это галлимим, - длинные бедренные и берцовые кости. К бедренным костям крепились большие мышцы, усиливавшие ногу. Таранные кости и ступни были тонкими и также удлиненными. Такие динозавры, считается, могли развивать скорость до 65 км/ч.  Ноги зауроподов, надеюсь, вы не забыли, что это самые крупные из всех динозавров, так вот ноги динозавров этого вида, таких как камаразавр на рисунке, выглядели совсем иначе. Кости – крупные и толстые, а ступня – уплощенная, благодаря чему выдерживала огромный вес тела животного. Зауроподы ходили на четырех ногах, тогда как галлимим бегал на двух тонких задних конечностях.

*Снова заклинание и изображения на доске сменились на другие схемы.*

-Вторую тему мы закончили и теперь переходим к рассмотрению последней на сегодня темы: «Родословная динозавров».

Слово «динозавр», означающее «ужасный ящер», ввел в употребление в 1842 году Ричард Оуэн, один из первых специалистов по древним рептилиям. С тех пор взгляды на родственные отношения между различными группами динозавров коренным образом изменились, поскольку было обнаружено множество новых видов. На этих схемах изображена родословная динозавров в том виде, в каком теперь представляют себе большинство специалистов. В них включены все известные нам типы динозавров. Кроме того на них отражен факт близкого родства между динозаврами и птицами. В схемах не отражено разделение Динозавров (Dinosauria) на Птицетазовых (Ornithischia) и Ящеротазовых (Saurischia), но это известно вам итак, поэтому сразу присутствуют две схемы деления уже ящеротазовых и птицетазовых динозавров на подгруппы. Зарисуйте, пожалуйста, эти схемы себе в тетради, смотрите не ошибитесь.

Как вам уже известно, динозавры делятся на две большие группы, или отряды: отряд ящеротазовых (Saurischia) и отряд птицетазовых (Ornithischia). Эти отряды, в свою очередь подразделяются на более мелкие группы вплоть до семейств.

 

 

 

 

 

 

 

Каждое семейство объединяет в себе несколько типов динозавров, обладающих множеством общих свойств. Иногда в семейство входит только один тип, или род. В таком случае вместо названия семейства указывается название рода, на схеме он обозначено прописными буквами. И запомните, род эораптор (Eoraptor) считается самым древним из всех известных динозавров.

Хочу вас обрадовать. На сегодня наша лекция окончена. В следующий раз вы изучите цератозавров и тетануров. Записывайте задание и можете идти.

Домашнее задание:

    1. Что вы поняли из лекции по каждой теме? Думаю вам известно, что дословный пересказ будет ошибкой. 7б

    2. Какой период называли доисторическим и почему? 3б

    3. Дайте определение термину «динозавр» своими словами. 5б

    4. Расскажите о двух основных группах динозавров ящеротазовых и птицетазовых с подробной характеристикой сходств и различий. 10б

    5. Охарактеризуйте к какому семейству, группе, роду принадлежат указанные динозавры: уранозавр, пизанозавр, барапазавр, археоптерикс и компсогнат. 2б за каждого.

     6. Ищите вопрос в лекции. 5б

Дополнительное задание:

Подготовьте реферат об одном из динозавров из 5-го задания. 15б

*Дождавшись, пока последний ребенок запишет задание, Мефодий снял схему и очистил доску и, попрощавшись, вышел. Следом за ним выбежали шумной толпой ребята.*

 


Сайт создан в системе uCoz