Магическая Зоология


 Магическая зоология
----------
Китеж-град:


Требования к предмету
Лекция№1
Лекция№2
Лекция№3
Лекция№4
Лекция№5
Лекция№6
Лекция№7
Отправить домашнюю работу
Расписание
Сова профессора
Библиотека(дорабатывается)
  Лекция №7. Тенгу.

*Катарина влетела в класс, как разгневанная фурия. Благо ребят еще не было. Она только что пришла от ректора, который отчитывал ее за одного из учеников, нашкодившего на уроке зельеварения. Решив обдумать наказание для ребенка позже, девушка успокоилась и подготовилась к занятию. Начали собираться первые ребят. Вот прозвенел звонок, и начался урок.*

-Здравствуйте, давно мы с вами не встречались в стенах этого кабинета. Пишите тему быстро, потому что материала очень много, «Тенгу». Сейчас запишите основные сведения об этой огненной птице, которая и по сей день живет в таинственных пещерах в глуби японских островов.

 

*По взмаху палочки на доске появилась надпись.

«Тенгу (японск.: 天狗 — буквально "Небесная собака", Тэнгу, Tengu, Ten-gu; китайск.: Тянь-хоу, Тяньгоу, Тин Коу, Tien Kou), японский гоблин, "убийца тщеславия"».

И изображения.*

-Перепишите себе, пожалуйста. Дальше пишем основное и очень быстро. Тенгу –  это разновидность ёкая (кто это вы узнаете сами и напишите в домашних работах), встречающаяся в японской мифологии. В целом, тенгу –  это аналог западных гоблинов или славянских леших. Хотя все-таки родиной тенгу являются горы Тибета, именно в письменных источниках буддистских храмов мы встречаем рассказы о тенгу.

«Исходя из места обитания, всех японских ёкай можно разделить на шесть групп:

1. В горах обитают летающие демоны тэнгу и ведьма ямамба;
2. На обочине дорог — одноглазый итимэ кодзо и гигантское чудище — микоси нюдо;
3. В доме живут домовой — дзасики-вараси и хранитель амбара — кура бокко;
4. В море обитают корабль-призрак — фунаюрэй и появляющаяся на морском берегу в женском обличье исоонна;
5. К речным ёкай относится водяной каппа; ёкай непроточных вод — нуси;
6. Среди передвигающихся, постоянно меняющих свое местонахождение особенно выделяется лошадь без головы — кубикирэума.»

Из этого отрывка ясно, где обитает тенгу и с кем соседствует.

Облик его характеризует следующая цитата: «В японской мифологии тэнгу тератологическое существо; представляется в облике мужчины огромного роста с красным лицом, длинным носом, иногда с крыльями (иногда летает с помощью взмахов чудесного веера). Тэнгу очень часто носит одежду горного отшельника (ямабуси), он наделён огромной силой, враждебной плодородию.» Тератологическое означает ужасающее, фантасмагорическое.

*Страницы с записями в руках Катарины сменялись одна за другой.*

Прародителем современного тенгу является тяньгоу – «небесная собака». О нем вы расскажете мне в домашних работах. Но тяньгоу отличался добрым нравом, лишь со временем ему были приписаны злые качества, и то, скорее всего теми, кто получил наказание при попытке кражи его богатств. А тенгу изначально был злым существом, противником доброго водяного дракона. Как думаете, почему все-таки тенгу считается предком тяньгоу? В качестве дополнительного задания можете написать это в домашних работах (хотя думаю, что желающих будет немного).

Столь человекообразный облик был приписан тенгу не сразу, первоначально он был птицеобразным существом, но с телом собаки (лисы) (предок у него все-таки тяньгоу, а не птица) или человека. При участившихся встречах людей с тенгу, второй перенял некоторые черты человека и стал таким, каким он известен в современной магозоологии.

В Японии считается, что тенгу породила Ама-но-зако – это женский дух, порожденный во гневе богом грозы японцев. Но в магозоологии как вы уже знаете принято, что тенгу появился от тяньгоу.

Тенгу любит селиться в старых деревьях с искривлёнными стволами и жить отшельниками. В одной из легенд конца XIX в. люди, срубившие сосну тенгу, умерли. По другим легендам тенгу селятся колониями под предводительством лидера. (Кто за дополнительные баллы скажет, как зовут этого лидера?) "По народным поверьям, после смерти в тэнгу может превратиться гордец или человек, не избавившийся при жизни от злобы", не познавший истины священник или лжец, использующий орудия веры в своих целях. Тенгу любит чистоту, не терпит приближения людей, морочит путников в горах, лесорубов, пугает их громовым хохотом или изображает треск срубленных деревьев. Ему приписывают экстраординарные физические способности и навыки владения холодным оружием. Изредка тенгу служат наставниками в искусстве войны и стратегии людям, которых считают достойными. Также очень редко благородные тенгу выступают защитниками святых людей и храмов. Однако чаще тенгу — это злобные насмешливые существа, стремящиеся всякий раз навредить людям. Это жестокие обманщики, вызывающие пожары, подстрекающие к войнам, а также похищающие маленьких детей и драконов. Тенгу терпеть не могут высокомерия, предубеждения и тщеславия, особенно когда речь идет о буддистских священниках и самураях. Так к концу эпохи Камакура тенгу становится главным в литературе средством для критики и уличения греховности духовенства, защитником Дхармы. В поздних сказаниях тенгу — существо наподобие лешего.

В буддистских и синтоистских традициях Китая, а затем и Японии, тенгу — могущественные духи гор и лесов, также их отображали огненными птицами, которые несли засуху и мор на своих крыльях.

*Очередной взмах палочкой, и на доске появились еще надписи и картинки.*

Выделяют два основных вида тенгу: «Карасу тенгу (Karasu Tengu, Котэнгу, Kotengu, "ворон" тэнгу, младший тэнгу)» и «Ямабуси тенгу (Yamabushi Tengu, Даитенгу, Daitengu, горный монах-отшельник тэнгу)». Запишите в конспекты. Первый – это более древний вид. Встречается редко, если захотите его найти, то отправляйтесь на Тибет, там находится самая большая остаточная популяция этих существ. Имеет вид ворона с телом человека, редко – собаки. Он похищал взрослых и детей, разжигал пожары и разрывал тех, кто преднамеренно повреждал лес. Иногда карасу тенгу освобождал похищенных им людей, но такие "счастливчики", оставшись в живых, возвращались домой слабоумными. Второй – это современный тенгу. Очень часто встречается путешественникам в Восточном Китае, в горах Японии. Его облик я уже описывала. Тенгу может превратить себя в мужчину, женщину, или ребенка, но его основной образ должен быть босым, блуждающим, пожилым отшельником, горным монахом ямабуси с чрезмерно длинным носом. И волшебный барсук тануки и лиса кицунэ, способные принять человеческий облик, в некоторых японских традициях являются проявлениями животного начала тенгу. Крайне редко выделяют и третий вид тенгу. *Снова заклинание и появилась еще одна надпись: «Коноха-тенгу, Konoha-tengu, 木の葉天狗 (このはてんぐ), Коппа-тенгу, Сакаи-дори».* Перепишите, пожалуйста. Этот вид можно назвать ответвление карасу тенгу или вновь одичавшими представителями ямабуси тенгу. Единства мнений нет, и не все исследователи даже выделяют отдельной ветвью этих тенгу. Данный тенгу наиболее дикий, слаб по магической силе, «низший вид». Облик у него наиболее птичий из всех тенгу. Он близок не к магическим существам, а простым животным.

Есть мнение в ученых кругах, что тенгу в некоторой степени оборотни. Но это не так. Запомните, тенгу исключительно магическое животное, не оборотень, не дух. И не следует верить тем ученым, что говорят, виды коноха-тенгу, карасу тенгу называют обортническими, животными сторонами ямабуси тенгу.

А теперь послушайте традиционную легенду о тенгу. Так ее рассказывали на Тибете.

Маленький сонный дракон уютно устроился на густом влажном ковре из мха в тени розовых кустов. Мерное журчание источника убаюкивало его, навевая приятные мечты. Ему всегда было хорошо в этом тихом саду в самом центре монастыря! Монахи уважали и берегли своего друга, потому что в его присутствии их колодцы не истощались. Как все драконы востока, он, несмотря на свой юный возраст, мог посылать тучи на обработанные поля, и они проливались там обильными дождями, благодаря которым монахи ели сочные овощи и круглый, год утопал в цветах алтарь Будды.

Лучшим другом маленького дракона был монах – садовник, который никогда не забывал поприветствовать его перед тем, как набрать воды для полива растений.

Пчела, припудренная пыльцой, присела на рожицу дракона. Он приоткрыл глаза, слегка качнул головой… и тот час заснул опять. Увы, ненадолго! Страшный шум прервал его сон. В испуге маленький дракон бросился к скале, чтобы укрыться за ней. Слишком поздно! Железные когти возились в него и подняли в воздух так высоко, что монастырский сад теперь казался ему теперь чуть больше лепестка водяной лилии. Маленький дракон понял, что дела плохи: он стал добычей Тенгу, жестокой птицы огня, вызывающей засухи,- извечного врага водяных драконов.

Огромная птица быстро удалялась от монастыря. Пролетала над обширными лесами, над горами и долями. Показалась пышущая жаром бесплодная пустыня. Тенгу помедлила и, планируя, начала снижаться. Затем она резко швырнула вниз свою ношу, как если бы речь шла об обыкновенном булыжнике. Бедный дракон угодил прямо в середину расселины. Кости его были переломаны, он приготовился к смерти. Сама мысль о спасении казалась невероятной.

Предоставив дракона своей печальной участи, Тенгу вернулась в монастырь. В саду у колодца сидел монах-садовник и сокрушался. «Что случилось с моим другом – водяным драконом?» - повторял он в слезах. Подняв голову, он вдруг увидел огненную птицу и догадался обо всём. Приступ гнева овладел им. Выкрикивая проклятия в адрес Тенгу, он грозил ей пальцем и, как оружием, размахивал кувшином, из которого поливал цветы. Бедный монах! Привлечённая криками и враждебными жестами, гигантская птица кинулась на обидчика и потащила его в пустыню, туда, где уже погибала первая жертва.

Когда монах понял, что падает в пустоту, у него достало ума широко раскинуть руки: наполнившись воздухом, просторные рукава его туники замедлили его падение настолько, что он благополучно приземлился в расселине, где и нашёл своего несчастного друга. Во время рискованно путешествия садовник не выпустил кувшина из рук, и в нём осталось несколько капель воды. «Будем надеяться, что ещё не поздно», - сказал монах и, произнося молитвы, плеснул драгоценный остаток влаги на голову дракона, который совсем было зачах от жары и отсутствия воды.

Капли вернули дракона к жизни. Он начал разбухать, как грозовая туча. Одним ударом длинного хвоста, расцветившегося, как радуга, он раздвинул стены расселины и попросил друга забраться к нему на спину. Они быстро долетели до монастыря и оказались под сенью любимого сада. Так храбрость и находчивость монаха помогли предотвратить страшную засуху. А ужасная Тенгу покинула эти края, без сомнении, раздражённая тем, что упустила добычу…

*Затемнив окна, Катарина рассказывала легенду. Картинки были динамичны и перед учениками проносились кадры из легенды. Вот прилетела страшная птица тенгу и повеяло сухим жаром. Ожил водяной дракон, и сразу же стало свежо и прохладно, словно на берегу реки. Окончив легенду, девушка сняла иллюзию. Следом звонок оповестил всех о конце урока. Очередной взмах палочки заменил все записи на доске домашним заданием.*

-Хорошо, что мы все успели. Запишите задание и идите отдыхать.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1. Что вы поняли из лекции? Составьте конспект и упорядочите его по плану, например, внешность, место обитания, виды и так далее. (помните, что вы должны писать по теме урока про тенгу, а не других существ)
2. Расскажите о ёкай собственными словами (не менее 5 развернутых предложений)
3. Расскажите о тяньгоу своими словами (не менее 5 развернутых предложений)
Дополнительное задание:
Добавьте к рассказу 1-2 изображения
4. Дополнительное задание:

Ищите дополнительное задание в лекции (Сочинение-рассуждение)
5. Дополнительное задание:

Ищите дополнительный вопрос в лекции (не менее трех предложений об этом существе)
6. О чем легенда? (5-10 предложений, выделите основное)
7. Дополнительное задание:

Какие вы знаете легенды о засухе у других народов? (Перескажите не более двух)
Добавьте к легендам соответствующие изображения (по одному на легенду)
8. Дополнительное задание:

Какие вы знаете легенды о вóронах у других народов? (Перескажите не более двух)
Добавьте к легендам соответствующие изображения (по одному на легенду)
9. Дополнительное задание:
Напишите свою легенду о засухе (сочинение, не менее полстраницы, а лучше лист)
Добавьте к сочинению картинку, нарисованную вами (1-2 картинки)
10. Дополнительное задание:
Напишите сказку о вóроне – главном герое легенды (сочинение, не менее полстраницы, а лучше лист)
Добавьте к сочинению картинку, нарисованную вами (1-2 картинки)